Горничная выкройка


/ Просмотров: 91252

Первое упоминание о русском сарафане относится к 1376 году. Создатель Никоновской летописи так называет длинную распашную (то есть расстёгивающуюся) мужскую одежду. До начала XVII века это слово в письменных источниках встречалось нечасто, и действительно обозначало предмет мужского костюма.
 

Русский сарафан в старинных народных песнях

Упоминание о мужских сарафанах встречается в старинных песнях, которые можно было услышать еще в начале прошлого столетия:

Он не в шубе, не в кафтане,
В длинном белом сарафане.

Исследователи считают, что термин сарафан, имевший, веро­ятно, иранское происхождение, возник от слов sarapa или sarapai (одетый с головы до ног) и обозначал первоначально длинную мужскую плечевую одежду с рукавами.

Глухой косоклинный сарафанЖенской одеждой сарафан становится только в XVII веке. Су­дя по письменным источникам (завещаниям, договорам, заклад­ным, запискам путешественников и т.д.), сарафаном называлась горничная (то есть комнатная) накладная (надевавшаяся через го­лову) одежда с рукавами или без рукавов, с пуговицами или без пуговиц.

Однако, подобная накладная одежда — шуба, шубка, сукман, ферязь, саян, шушун — в городах известна была значи­тельно раньше. Например, в приданом волоцкой княжны конца XV века встречаются шубы красного, багряного и светло-зелено­го цвета из дорогого фландрского и английского сукна.

Вероят­нее всего, сарафанами в XVII столетии стали называть женскую одежду, существовавшую значительно раньше, с середины или конца XIV века и, возможно, какие-то новые ее виды, возникшие в городах, а затем распространившиеся под влиянием городской моды и в деревне. До петровских указов об обязательном ноше­нии в городах европейской одежды, сарафаны носили и дворян­ки, и боярыни, и горожанки, и крестьянки.
 

История русского сарафана

Сегодня в нашем понимании сарафан — собирательный тер­мин, обозначающий русскую традиционную длинную горничную одежду на лямках. Сарафан входил в состав женского народного костюма центральных и се­верных губерний России, вместе с переселенца­ми «переехал» в Сибирь, а на рубеже XIX и XX веков стал модным и на юге нашей Родины.

Самые древние виды русских сарафанов — глухие прямые и косоклинные сарафаны (шу­шун, саян, ферязь, дубас). Самые старинные из них по крою напоминают туникообразные рубахи: центральное полотнище перегнуто пополам, по бокам пришиты прямые полотни­ща или несколько косых клиньев. Шили их из домотканых льняных и шерстяных тканей бе­лого, красного, черного и темно-синего цве­тов.

«Круглый» или «прямой» («московский») сарафанПодобные черные сарафаны сохранились до начала XX века в некоторых уездах Воро­нежской губернии как элементы девичьего ко­стюма — там, где женский костюм с поневой достаточно долго сохранялся и считался един­ственным вариантом женской одежды. Неко­торые разновидности глухих сарафанов имели сзади фальшивые декоративные откидные ру­кава, пришивавшиеся к краю проймы.
 

Виды русских сарафанов

Самый модный сарафан второй половины XIX-начала XX века почти на всей территории России — прямой или круглый. На севере, в Си­бири и на юге его нередко называли москвичом или москалем. Модницы шили его из ярких покупных хлопчатобумажных, шелковых или шер­стяных тканей, украшали галунами, лентами, кружевами и бахромой. Крой был самый про­стой — несколько (от четырех до восьми) пря­мых полотнищ ткани сшивали между собой и верхний край собирали в мелкие складочки. Каждый москаль, обжившись на новом месте, приобретал местный колорит, поэтому прямые сарафаны были не похожи друг на друга.

Самым «молодым» русским сарафаном стал сарафан на лифе. Пышная прямая юбка пришивалась к лифу, плотно облегающему грудь и спину. Распространение подобной одежды св­язывают с влиянием традиции переселенцев из западных районов России.
 

Косоклинный распашной сарафан

Самым популярным на протяжении XVIII-первой половины XIX века был косоклинный распашной сарафан. Косоклинник шили из трех основных полотнищ ткани — двух впереди и одного сзади. По бокам к полотнищам пришива­лись несколько косых клиньев, которые значи­тельно расширяли подол. Неширокие вверху, некоторые сарафаны по подолу достигали вось­ми и более метров.

Передние полотнища сара­фана застегивались на металлические дутые, ажурные или литые пуговки с петлями из шелко­вого или шерстяного шнурка, отсюда и послови­ца про щеголих: «Пуговки литые, петельки витые». Пуговиц могло быть тринадцать, девят­надцать и более. В более поздние времена в не­которых костюмах застежку стали имитировать или вовсе зашивать.

Косоклинный распашной сарафан

Косоклинные сарафаны всячески старались украсить: вдоль застежки пришивали металли­ческие галуны, серебряные и золотные круже­ва, узорные ленты. Праздничные косоклинники шили из самых разнообразных тканей: из хол­ста домашнего производства с масленой или кубовой набойкой, из шерстяного или льняного домотканого полотна, крашеного в различные оттенки красного, синего или черного цветов, кумача, нанки, китайки, но особенно ценились сарафаны, сделанные из дорогих покупных тка­ней: парчи, узорного шелка. тафты, штофа, бархата. Представьте, как роскошно смотрелся такой сарафан: «шупка женская холодная, ат­лас красный, круживо кованое золотное».

В XVII веке богатые сарафаны могли быть оторочены мехом, как, например, «кунтыш камчатный, кружево золото и серебряно, огонки бобровые». Конечно, такие наряды носились не одним поколением. И даже совершенно выйдя из моды, они долго сохранялись как семейная реликвия, поскольку для приобретения или изготовления праздничного костюма затрачивались немалые деньги. В одной из росписей XVII века упоминаются два сарафана — дорогой «шушун сукна красного с нарядом» стоимостью четыре (!) рубля и «крашенинник с нарядом», стоимостью восемь гривен. Народ подшучивал над своей любовью к роскоши: «На пузе — шёлк, а в пузе — щёлк»

В тех районах, где были распространены сарафанные комплексы, наряды с праздничными косоклинными распашными сарафанами но­сили мешанки, дочери и жены купцов и ремесленников в больших и уездных городах, девушки и женщины из состоятельных крестьянских семей. Несколько стилизованные «русские сарафаны», сшитые моди­стками, носили некоторые дворянки, шили их и специально для кос­тюмированных балов.

Сарафаны надевали на одну или две рубахи (нижнюю и верхнюю), для создания пышной формы поддевали нижние юбки, а во второй половине XIX века и кринолины. Чаше всего сарафаны подпоясыва­лись. Сверху на них, в зависимости от местной традиции, надевали различных фасонов душегреи, шугаи или кофты. Такие богатые кос­тюмы обязательно венчали головные уборы: у девушек — повязки, венцы, короны, у женшин — сороки, повойники, кички, кокошники.

Завершали такие костюмы всевозможными украшениями, шалями или даже тончайшей шелковой фатой. На ноги, начиная с XVII столе­тия, обували искусно сделанные сапожки из яркой и тонкой кожи, а с XIX века — городские модные ботинки «полсапожки, носки лаковые».

Сарафанов нонь не носим, нам от них убыточек:

Надо восемь метров ситца. Три катушки ниточек.

Очень точно подмечено в этой задорной частушке 20-х годов прошлого века. Однако носить сарафаны после революции 1917 года перестали не из-за дорого­визны: на все исконно русское не просто прошла мода, но сарафаны, поневы и старинные рубахи объяви­ли пережитком прошлого.

Камка  — тонкая шелковая, льняная, шерстяная однотонная ткань: характерная особенность камки — сочетание блестящего фона (узора) с матовым узором (фоном).

Тафта — тонкая шелковая или хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения с блестящей, несколько жесткой поверхностью (жесткость тафты появлялась благодаря тугой скрутке нитей ткани).

Штоф — шелковая плотная ткань с одноцветным узором.

Миткаль — хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения, тонкая или более плотная, сероватого цвета. После отбеливания и прокрахмаливания миткаль получал название — коленкор, после набивки узора — ситец, после окрашивания в красный цвет — кумач.

Китайка — в XIX веке под этим названием подразумевалась плотная хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения синего цвета.

По материалам журнала «Славянка»
 

Видео: Технология изготовления косоклинного сарафана. Автор Элина Глушкова

Русский сарафан. Фото

В фотогалерее поредставлены несколько фотографий современных девушек-старообрядок в сарафанах.


Источник: http://ruvera.ru/articles/iz_istorii_russkogo_sarafana


Поделись с друзьями



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Похожие новости


Вышивка бисером архангел михаил
Выкройка сумки из замши
Плетение кос вакансии
Шов «петля с прикрепом»
План конспект по технологии 1 класс оригами
Екатерина бисерова голос
Поделки руками мам и пап
Серый жакет спицами


Горничная выкройка
Горничная выкройка


Выкройка Burda (Бурда) 2354 Карнавальные костюмы - Pinterest
Выкройка и пошив фартуков для официантов своими руками



ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ